Таинство Елеосвящения (Соборования)

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему»

(Иак. V, 14, 15).

Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Чего только о нем  не услышишь! Говорят, что после соборования  можно поступить в монашество или, оставаясь в миру, нужно исполнять различные обеты, например: не вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное — что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда.

Таинство Елеосвящения, одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Это не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. VI, 13).

Из Византии Таинство Соборования перешло к нам в Русскую Церковь уже почти в таком виде, как оно совершается, в наши дни. С древних времен сохранился обычай преподавать его раз в год в Великом посту всем христианам.

В наше время удивительных технических возможностей все способствует возрастания интенсивности и напряженности побуждений на грех. Мы больше видим, слышим, ощущаем за одну неделю, чем наши прадеды за пять лет. От такого нагромождения чувств, мыслей и просто ощущений душа наша изнемогает. В Таинстве Исповеди нам и на мысль не приходит каяться в закоренелых, кажущихся нам невинных привычках. Мы не каемся в бесчисленных суевериях, которые приносят нам бесчисленные беды, ибо суеверие есть некое самопроклятие. Мы не каемся в забытых грехах, которые, однако, тяжелым бременем лежат на наших душах. Мы часто живем в атмосфере полной лжи, подделываясь под хорошее о себе мнение, которое ошибочно сложили о нас люди. Мы играем в жизни, как хорошие актеры, совсем не думая о ложности и греховности такого состояния. Со всех сторон нас соблазняют «идти в страну далече», и эти соблазны принимают иногда невероятные, замысловатые формы, и мы, по грубости своего сердца и невниманию, попадаем в капканы врага рода человеческого.

Перед таким сильным натиском наших страстей, нашего внутреннего и внешнего врага нужны сильные средства, и как желательно, что повсеместно воскресает в нашей Церкви древний обычай раз в году по милости Божией омывать всю эту тину грехов, разрывать тонкую паутину диавола и делать это именно в святые дни Великого Поста, когда, очищенные постом и усиленной молитвой, мы приближаемся к самой цели всего домостроительства Божия, к нашему воскресению духовному вместе со Христом в той степени и с той силой, с которой мы очистим себя от всякой скверны плоти и духа.

Совершение Таинства

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому.  Таинство состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения батюшки помазуют соборующимся лицо, руки и ноги.

Елей в таинстве знаменует милость Божию и сострадание (вспомним притчу о милосердном самарянине), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – напоминание о пролитой Искупительной Крови Спасителя. Кроме вина и масла верующие приносят с собой для совершения Таинства зерна пшеницы или пшена. Пшеница знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение.

После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя — на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Затем верующие целуется Евангелие  и Крест, и этим оканчивается совершение таинства.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар – это исцеление телесное. Во время соборования за больного молятся 7 священников и помазывают его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. (Допускается совершение таинства даже одному священнику силою всей Церкви). Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, – это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его.

Просмотры (467)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *