Воскресные дни Великого поста

Великий пост — время духовного возрождения человека. Время покаяния и очищения души.

Шесть недель Великого поста установлены в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне Иудейской.

Ветхий Адам ослушался Творца и вкусил в раю запретный плод. Гимнографы влагают в его уста слова, которые не могут не расторгать: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне,прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоя сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго». Новый Адам — Христос, — искупая вину праотца, начинает Своё служение молитвой и постом.Пребывая в посте сорок дней и сорок ночей, Христос “напоследок взалкал”. В этот момент приступил к нему дьявол и стал искушать Спасителя, говоря: “ …если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами”. В ответ Христос сказал: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. Спаситель указал на главную цель нашей жизни: искать прежде Бога, дающего жизнь и пищу, и исполнять Его святую волю.
Соблюдение поста помогает верующему отрешиться от всего земного и вспомнить о своей душе. Воздерживаясь от употребления скоромной пищи и сторонясь разного рода увеселений, человек направляет свои силы на покаяние и очищение себя от грехов и пороков.
Великопостные богослужения отличаются продолжительностью и особой молитвенной строгостью. Для всех воскресений Великого поста назначено совершение литургии святого Василия Великого. Известно, что молитвы литургии свт. Василия более продолжительны и в какой-то мере более торжественны, чем молитвы литургии свт. Иоанна Златоуста (впрочем, поскольку теперь они читаются тайно, мы этой разницы почти не улавливаем).
Содержание молитв и песнопений исполнены покаянного духа. В них мы можем услышать тексты, где упоминается, что такое пост, как надо постится и указывается цель поста: «Тем сподоби нас поклонитися Твоим Страстем, и Святому Воскресению». В очень многих текстах поста говорится, что мы постимся для того, чтобы поклонится Страстям и Светлому Воскресению.

Первая седмица поста — одна из самых строгих. Она завершается праздником Торжества Православия. В этот день Церковь чествует знаменательное событие, произошедшее в VIII веке — победу православного иконопочитания над иконо-борчеством.
Православную икону справедливо называют богословием в красках. Икона наглядным образом передаёт важнейшие вероучительные истины христи-анства. Кроме того особенно в этот день возносится благодарение Богу за установление единомыслия: «Благословен еси, Господи, единомыслие наше устроивый…». Вспомним литургийный возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Как перед совершением самого главного Таинства является единство веры, так и в начале Великого поста установлено такое воспоминание, в котором мы должны установление этого единства как-то особенно пережить, вспомнить и особенно праздновать; ведь за него пострадало столько святых людей.
Празднуя Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста, Церковь ободряет и укрепляет всех православных, вступивших на узкий путь духовного и молитвенного бдения.
Второе воскресенье поста иногда называют вторым Торжеством Православия.
Церковь вспоминает святителя Григория Паламу и его учение о нетварном Фаворском свете, принятое на церковном Соборе в четырнадцатом веке. Святитель Григорий говорил о том, что каждый человек может достичь подобия Божия, или обожения. Как бы ни был непознаваем Бог по Своей Природе, мы все имеем возможность благодатного общения с Ним через церковные Таинства и молитву.
Синаксарь этого дня излагает сложную и драматическую историю жизни свт. Григория и его
борьбы с еретиками, насаждавшими учение, противное Православной Церкви. В богослужебных текстах не раз появляются образы света и даже стихи на этот день, особенно обыгрывают это слово: “Света светлаго проповедника ныне воистинну велия, Источник Света к незаходимому водит Свету”. Постоянно говорится о свете. А сам свт. Григорий именуется так: “Сей Божественнаго и невечерняго Света сын”. А противник его — Варлаам — со свойственной богослужебным текстам эмоциональ-
ностью называется “зверем”: “Италийский бо зверь, калабрийский Варлаам…” — так о нем сказано в Сина-ксаре.
Если мы взглянем на эти два воскресенья, подумаем о том, какие празднования установлены для них, то мы должны будем сказать, что начало Великого поста ознаменовано особенно победными, торжественными воспоминаниями.
Вспомним, каковы были темы подготовительных седмиц поста: мытаря и фарисея, блудного сына, Страшного Суда, изгнания Адама и Евы из рая — все это должно было бы взбодрить, встряхнуть, побудить к посту. Начинается пост, и праздники воскресные — удивительно победные, радостные и светлые. Очевидно, это соответствует замыслу, как мы должны проводить пост, и что нам полезно помнить, и как нам полезно праздновать в эти дни.

Третье воскресенье и следующая за ним четвёртая седмица Великого поста именуются Крестопоклонными.
Накануне воскресного дня на Всенощном бдении Крест Христов торжественно выносится из алтаря и полагается на аналой посреди храма, где находится всю неделю. Животворящий Крест Господень для всех христиан — несокрушимое орудие против дьявола и символ победы над смертью.
В этот день совершается особенное богослужение, по своему содержанию и по своей форме ни на что не похожее, такая служба, с изнесе-
нием Честнаго Креста и особенным поклонением ему совершается всего три раза в год.
Надо сказать, что совершенно по-особому, очень глубоко и поэтически прекрасно установление этого праздника описано в Синаксаре этого дня: третья неделя является средней среди недель Великого поста. И как же осмысливается это срединное или центральное положение? Очень много прекрасных образов мы встречаем в Постной Триоди.
Сначала говорится о том, что такое установление подобно вот какой картине: утомленные путники идут по какому-то очень трудному пути и вдруг на пути встречают дерево, которое дает тень. И вот они в сени этого дерева садятся и отдыхают, и встают как будто со свежими силами, и уже легко продолжают путь: “…и яко убо юни (т.е. как молодые, свежие) бывше, прочее путь проходят. Тако и ныне в постное время и прискорбный путь и подвиг, насадися посреде от святых отец Живоносный Крест, ослабу и прохлажд-ение нам подаяй благомужественны же и легки к прочему труду утрудившияся устрояя”. Древо крестное уподобляется простому древу. Говорится о том, что мы вспоминаем страдания Христовы и с большим усердием и бодростью подвергаем себя
добровольным ограничениям и лишениям. Говорится о том, что этот праздник подобен тому, как царь, который хочет прийти куда-то, высылает свой скипетр; так и Христос вперед поставляет для поклонения Древо. Говорится о том, что Четыре-десятница подобна горькому источнику, который Израиль нашел в пустыне, и в который Моисей вложил древо, и вода стала пригодной для питья. Так и воспоминание Древа Крестного как бы услаждает нам горькое воздержание Четыредесятницы. Вспоми-нается Древо Жизни, насажденное посреди рая; так и посреди поста утверждено Древо Крестное. Вот сколько прекрасных и вдохновенных образов содержится в синаксаре.
В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: “Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен”. Так является несоеди-нимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим.
Четвертая и пятая недели.
Две последние недели Великого поста, более связаны с постным подвигом, чем радостные и торжественные воспоминания двух первых недель. Установление четвертой недели Великого поста, которая связана с памятью прп. Иоанна Лествичника, относится к XIV веку, а пятая неделя Великого поста, связанная с воспоминанием прп. Марии Египетской, известна с XI века. Для нас логично и дорого, что в конце Великого поста вспоминаются двое святых, преподобных, один из которых своими писаниями, а другая житием особенно являют нам суть постного подвига и научают ему.
Преподобный Иоанн — автор известного богословского сочинения “Лествица, или Скрижали духовные”. В своём труде святой подробно изложил путь духовного восхождения к совершенству, явив образец борьбы со страстями и стяжания духовных добродетелей.
Хотелось бы привести стихи, относящиеся к неделе Иоанна Лествичника, они полны парадоксов. Говорится о том, что Иоанн Лествичник, пока жил, был мертв для мира, для страстной жизни, а теперь он умер, но он жив в своем учении: “ Иже плотию и живый, мертв сый Иоанн, вечно живет, и мертв явлься бездыханный. Списание оставль лествицу восхождения”. Вспоминается его писание — Лествица.
Прославляя память прп. Марии Египетской, Церковь сначала показывает глубину падения ее жизни, а затем — на какую высоту возводит покаяние. Так говорится в кондаке прп. Марии: “Блудами первое преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная”.
Жизнь преподобной Марии Египетской — яркий пример покаяния и христианской надежды на милость Божию, торжества духа над телом и праведности над грехом. Мария была блудницей, но, вразумлённая божественным чудом, искренне раскаялась в своих грехах и остаток жизни провела в пустыне.
В четверг 5-й седмицы Великого поста, который имеет еще одно название: стояние преподобной Марии Египетской. В этот день полностью читается
Великий канон прп. Андрея Критского. На первой седмице канон прп. Андрея Критского делится на 4 части и читается 4 дня на великом повечерии, а на 5-ой седмице он читается весь целиком за один раз, на утрени.
В этом можно усмотреть определенный смысл. На 1-й седмице чтение канона постепенно вводит нас в великопостное время. В конце поста еще раз повто-ряется чтение этого канона, но тогда, когда можно еще что-то успеть, впереди еще одна седмица.

Воскресение шестое.
Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
В гимнографии праздника Входа Господня в Иерусалим ярко освещается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает.
(Кондак, глас 6-й): «На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” — вербы с возженными свечами.
Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа – человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости.» То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа,» воскрешение друга – свидетельство Божественной силы.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Четыредесятницы к Страстной Седмице.

это единственный Господский праздник, имеющий два тропаря. Первый тропарь общий с Лазаревой субботой, второй тропарь показывает нам особенную черту этого события, звучит он так:
“Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся
Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя
Господне”.
Здесь говорится от лица всех, кто собрался в храме: “Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш”- вот мы крестились и крещением своим мы Тебе спогреблись, мы умерли вместе с Тобой, Господи, и бессмертной жизни — сподобихомся Воскресением Твоим”. Очень интересно, что здесь говорится не о празднуемом событии, а о таинственном смысле христианской жизни. С этой же темой в Неделю ваий связана одна стихира; она повторяется за службу 7 раз, с удивительным постоянством:
“Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, словен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних”. Повторяется этот текст, конечно, не потому, что на протяжении стольких веков не нашлось человека, который бы сочинил еще шесть стихир, чтобы восполнить богослужение, а потому что текст этой стихиры очень важен. Как родители воспитывают ребенка: я же тебе говорил, и вчера говорил, и сегодня опять говорю; повторяется то, что важно. На Господи, воззвах эта стихира звучит подряд два раза, в этом же цикле она звучит на Славу и на И ныне, на стиховне она поется два раза и на утрени по 50 псалме. Наверно, именно на этот текст и следует обратить особое внимание. Здесь говорится о том, что Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. А дальше таинственные слова: “И вси, вземше Крест Твой, глаголем”. Обычно ведь говорят о несении своего Креста, а как нам взять Крест Христов? Должно быть, здесь говорится о горячем
сердечном стремлении все разделить с Господом. Здесь говорится, что мы встречаем Его всем существом: Господь грядет на вольную страсть, и мы идем вместе с Ним, Этот текст очень личный, он относится лично к каждому и в то же время объединяет всех, кого “благодать Святаго Духа собра”.

По окончании Великого поста следует Страстная седмица — воспоминание последних дней земной жизни Спасителя и Его Голгофской жертвы.
Приняв смерть на Кресте и победив её в Своём Воскресении, Господь дарует каждому человеку возможность приобщиться к Его спасительному подвигу и победить смерть и тление.

Научившись воздержанию и очистив свою душу от греха, христианин чистым сердцем встречает величайшее Торжество из Торжеств — Пасху Христову. Уже здесь, на земле, он вкушает блаженство Царства Небесного…

Просмотры (527)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *