Коспект урока: Море жизни. 3 класс.

 

Ход урока.

Учитель: Жизнь человеческую, ребята, можно представить в виде моря. И море это может быть спокойным, а может быть на нём и шторм. Да, на жизненном пути непременно случаются трудности (как и шторм на море), и эти трудности нужно учиться преодолевать.

Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию. Вот море… Так как мы сравниваем его с человеческой жизнью, то назовём его Морем Жизни. И человека в этом море можно представить в виде корабля, несущегося по волнам. Вот он — этот кораблик — человеческая душа. И живут в нём: ум, чувства и желания.

С ними вы уже знакомы.

Ребята, а почему именно их мы поместили на нашем корабле?

Дети вспоминают, что человек имеет не только тело, но и душу; а что такое душа? ум, чувства, желания: радуется человек, печалится, гневается — чем? — душой (это чувства); размышляет, думает человек — это тоже действует в нём его душа (ум); стремится к чему-либо, желает чего-либо — и это действия человеческой души (желания).

 

Учитель: А куда же, ребята, плывёт этот кораблик по Морю Жизни? Ведь не всё равно человеку, как и для чего он живёт, не правда ли?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, для чего создан человек Богом?

(Для радости, для того, чтобы стать счастливым).

Поэтому мы и говорим, что наш кораблик должен прийти к тихой пристани под названием «СЧАСТЬЕ» (предлагаем детям соответствующую иллюстрацию).

Но как найти путь к этой пристани? Ведь можно и заблудиться. Можно пройти мимо этого острова!

 

Учитель: Об этом, ребята, позаботился Господь. Он дал человеку ЗАПОВЕДИ — законы правильной жизни, жизни счастливой. Помните — мы изучали их?

(можно вспомнить 10 заповедей и 9 заповедей блаженств краткоI)

 

Учитель: Ребята, а как мы ещё называли заповеди Божии?

(Да, путями к счастью человека).

А почему?

(Потому что они предупреждают нас: человек не делай вот этого, не поступай так: не завидуй, не обижай другого, не держи в сердце зла…… — ведь сам будешь страдать! Совершая плохой поступок, ты наносишь раны своей душе — на душе будет тяжесть, скорбь, печаль…)

Итак, ребята, заповеди Божии указывают нам правильную дорогу в жизни. Поэтому их можно представить в виде маяка, который указывает дорогу кораблю (показываем это на иллюстрации).

Но обратите, ребята, внимание вот на какой важный момент.

Да, маяк указывает дорогу, но идти в его сторону корабль должен сам! Как это происходит? Капитан, стоящий у штурвала, должен, правильно вращая штурвал, вести корабль в сторону маяка.

Это очень похоже на то, что происходит и в душе человека, в душе каждого из нас! Да, я могу знать заповеди Божии, я могу знать, как нужно поступать, но я могу их и не выполнять. Именно Я саМ!!! принимаю решение поступать так или иначе. Именно Я направляю свою волю — силу души на те или иные поступки, дела.

Вот почему наше «Я» на этой картинке (показываем соответствующую.иллюстрацию) представлено в виде капитана, а воля — в виде штурвала. Как капитан вращает штурвал и тем самым направляет корабль в определённую сторону, так человек управляет своей волей и совершает тот или иной поступок.

 

Учитель: Ребята, а что помогает капитану обнаружить, что корабль сошёл с правильного курса?.

(Да, конечно же, компас)

 

Учитель: А есть ли такой компас в человеческой душе?

Есть. Господь наградил человека способностью, которая помогает ему исправиться, вовремя заметить свою ошибку и вновь встать на правильный путь. Это совесть. Её можно представить как компас на корабле.

Если корабль отходит от правильного курса, то стрелка компаса сразу даёт об этом знать.

Так и совесть, ребята. Если мы нарушаем заповеди Божии, если мы поступаем неправильно, она также сразу даёт нам об этом знать.

Учитель: А как?

(тяжесть на душе, душа болит, на душе неспокойно и т.n.)

Вот почему очень важно прислушиваться к голосу совести! Совесть даёт возможность человеку исправиться!

Мы можем видеть это на примере жизни многих людей. Об этом составлено много рассказов и сказок. Послушаем одну историю…

 

Рассказ учителя:

(по рассказу Б.Ганаго «Колина совесть»)

Коля жил в детском доме… И было у него три воспитательницы. Но Ольгу Андреевну он любил больше всех.

Однажды Коля ударил Серёжу: ему показалось, что Ольга Андреевна дольше всех катала Серёжу на качелях. Серёжа сел на скамеечку и заплакал. А Ольга Андреевна стала грустной, подозвала к себе Колю и сказала: «Серёже больно. Иди пожалей его и не обижай больше».

«Вот ещё!» — подумал Коля, отошёл к песочнице и надулся: обиделся на Ольгу Андреевну. Он стал играть в песочнице, нашёл камешек и бросил в сторону воспитательницы. Камешек попал ей прямо в очки и разбил их… От неожиданности Ольга Андреевна закрыла лицо руками. Коля испугался и спрятался за беседку.

За ужином Коля сидел задумавшись. Почему-то не хотелось ни булочки с маслом, ни сладкого какао. После ужина дети, как всегда, ждали сказку. Но Ольга Андреевна сказала, что сказки сегодня не будет, потому что у неё разбились очки, а без них она не видит.

Коле стало как-то тяжело внутри, защемило сердечко, запершило в горле, захотелось то ли заплакать, то ли подбежать к Ольге Андреевне, прижаться к её коленям.

Он сел в уголок, что-то тяжёлое внутри не давало ему покоя, мешало играть.

Тогда он подошёл к воспитательнице, хотел что-то сказать и вдруг заплакал.

«Что ты, малыш?» — ласково спросила Ольга Андреевна и обняла мальчика за плечи.

«Мне плохо вот тут! — И Коля показал рукой на то место, где у него сердце. — Вы не сердитесь на меня?»

«Конечно же, нет. Наконец-то у тебя проснулась совесть!» «А это хорошо?» — всхлипнул Коля.

«Конечно, хорошо. Это Бог достучался в твоё сердечко!» — И Ольга Андреевна, улыбнувшись, погладила мальчика.

Итак, ребята, совесть помогает человеку стать лучше, стать по- настоящему счастливым — а значит и прийти к пристани под названием «Счастье», чего мы вам и желаем.

 

Практическая задание:

лепка работы Корабль у пристани «Счастье» (3 класс).

Просмотры (86)