Конспект урока: «Православный храм»

Цель урока:

Познакомить детей с внутренним устройством храма.

Задачи:

  1. Дать начальное представление о внутреннем устройстве храма (притвор, неф, иконостас, алтарь);
  2. Дать начальное представление о том, зачем люди посещают храм;
  3. Воспитывать благоговейное отношение к святыням;
  4. Развивать воображение, память, образное мышление;
  5. Развивать мелкую моторику посредством вылепливания.

Дидактический материал:

  • фотография однокупольного храма (см. приложение 2);
  • диапроектор;
  • слайды: «Внутреннее убранство православного храма», «Иконостас», «Вид престола», «Праздничное богослужение в храме» (см. приложение 2);
  • макет храма, изготовленный преподавателем (см. приложение 1, стр. 1-3, макет храма);
  • фигурки мальчика и девочки, выполненные из пластилина.

Раздаточный материал: пластилин, стек, тряпочка, дощечка.

Подготовка класса к занятию: установка экрана и диапроектора, подготовка дидактического материала фотографии (прикрепление к доске), на первую парту ставиться макет храма и накрывается покрывалом, раздача пластилина на каждую парту.

План урока.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Время
1. Орг. момент Знакомство с учениками: представление учителя. Дети встают, называют свое имя, фамилию, садятся. 2 мин.

 

2. Беседа Посмотрим в окно. Что мы видим? Дети смотрят в окно. Предполагаемые ответы: деревья, землю, небо, дома и т.д. 5 мин.
Из каких частей состоит дом? Предполагаемые ответы: крыша, стены, окна, двери.
Как вы думаете, для чего нужны людям дома? Предполагаемые ответы: чтобы защищать от плохой погоды, чтобы жить в них.
Какие еще существуют здания, кроме домов? Предполагаемые ответы: магазины, театры, музеи, и т.д.
Учитель обращает внимание детей на фотографию однокупольного храма (см. приложение 2) . и спрашивает: Что вы видите? Дети рассматривают фотографию. Предполагаемые ответы: тоже дом, церковь, храм.
Учитель резюмирует ответы детей. Такое здание называется храмом. И как мы видим, он отличается от обычного дома внешним видом. Какие отличия вы видите? Предполагаемые ответы: не такая крыша, на верхушке крест, купол.
Учитель резюмирует ответы детей. Такая крыша называется куполом. Издавна люди строили храмы и венчали их куполами, чтобы было видно, что это не просто дом, здание памятник архитектуры, но и какое-то особое место. В храм приходят люди для того, чтобы обратиться к Богу. Так как это особое место, где Бог пребывает всегда. Перед началом занятия мы знакомились друг с другом, называли свое имя. У храма тоже есть имя, его называют — посвящают какому-либо событию или святому человеку.
3. Рассмат-ривание макета храма Теперь подойдем к первой парте. (На столе под покрывалом находится макет храма). Преподаватель снимает покрывало и говорит: Сейчас мы совершим экскурсию в храм. Дети встают вокруг первой парты. 10 мин.
Видите, я построила маленький храм, который похож на тот храм, который изображен на нашей фотографии. Вот стены храма, двери, вход в храм, купол с крестом, который находится на крыше. А сейчас мы снимем крышу и посмотрим, как же устроен храм. Дети рассматривают макет храма.
Педагог снимает крышу. В наш храм тоже пришли люди, чтобы обратиться к Богу. Девочка и мальчик. Педагог показывает изготовленные из пластилина фигурки детей и ставит их в первую часть храма — притвор.

Когда человек входит в храм, то вначале он попадает в первую часть храма — притвор, куда входят люди желающие попасть в храм — это преддверие храма. Давайте пройдем дальше. Педагог передвигает фигурки в центральную часть храма и говорит: Это центральная часть храма, или как говорят по-другому собственно храм, есть и еще одно название иностранное — неф.

Дети рассматривают внутреннее устройство храма.
Что же видят наши человечки, что их окружает?

Правильно. В храме есть и еще одна часть, она называется алтарь. Это святое, священное место, поэтому наши человечки войти туда не могут. В алтарь входят священники, для обращения к Богу и совершения литургии. Поэтому наши человечки останутся в средней части.

Предполагаемые ответы: иконы, подсвечники.
А мы сядем на место Дети рассаживаются на свои места.
4. Просмотр слайд -фильма Учитель выключает свет, зашторивает окна, включает диапроектор. На экране проекция первого слайда: «Внутреннее устройство храма». Дети смотрят на экран. 8 мин.
Как и в нашем маленьком храме, мы видели, что он не пуст, так и в обычных храмах мы видим, что отовсюду на нас смотрят лики. Кто эти люди? Предполагаемые ответы: дети затрудняются с ответом.
А чьи портреты мы храним в своем доме? Предполагаемые ответы: бабушки, дедушки, семьи, друзей.
Учитель резюмирует ответы детей. То есть это дорогие нам люди. Может быть, их уже нет рядом с нами, но мы их не забыли. Наверняка мы помним что-то хорошее о них. Может быть, мы хотим быть на них похожи.
Так зачем нам фотографии близких? Предполагаемые ответы: чтобы мы общаться с ними или вспомнить какой-либо случай из их жизни.
Так же и храм хранит лики святых, чтоб мы могли помнить о них и общаться с ними. На экране второй слайд «Иконостас». А это особая стена в храме. Она отделяет алтарь от собственно храма, поэтому она украшена по-особому.
Чем она украшена? Предполагаемые ответы: золотом, и т.д.
Вся эта стена в иконах. Они расположены в несколько рядов. В некоторых храмах лишь, три ряда, в некоторых пять, а бывает и больше.
Посмотрим на самый нижний ряд, что вы видите? Предполагаемые ответы: иконы, двери.
Это ряд называется местным. Так как в нем есть икона (вторая справа от врат) в честь которой назван храм. Также в этом ряду находятся Царские врата. Через них священник входит в алтарь, чтобы обратиться к Богу — прочесть самую главную молитву во время Литургии. Показывается третий слайд «Вид престола». Посмотрим, что же видит священник внутри алтаря. Перед нами стоит престол. Это сердце христианского храма. Во время Литургии здесь пребывает сам Господь.
Посмотрим, что же находится на престоле. Предполагаемые ответы: крест, книга, подсвечник, маленький храм.
Учитель уточняет; это священные предметы. Крест, евангелие, семисвечник, дарохранительница. Четвертый слайд. «Праздничное богослужение в храме». Вот мы опять оказались в средней части храма, мы видим, что храм полон людей. Они пришли обратиться к Богу.
5. Практи-ческая работа Учитель включает свет. Вот наша экскурсия завершена. Но ведь в нашем храме всего два человечка. Давайте слепим из пластилина еще человечков, чтобы наш храм наполнился людьми. Посмотрите, на ваших столах есть пластилин, стек, картонка, тряпочка — все для лепки. Предполагаемые ответы; дети соглашаются.

 

8 мин.
Давайте отрежем стеком небольшой кусочек любого цвета, чтобы слепить туловище. Дети отрезают кусочек пластилина.
Скатаем толстую колбаску. Дети катают колбаску.
Пояснение учителя: Для того, чтобы слепить тело девочки нашу колбаску надо с одной стороны сделать потоньше, а с другой стороны приплюснуть, чтобы получилось платьице. Для того, чтобы слепить тело мальчика, колбаску оставляем ровной, снизу надрезая ее на две части до середины. Получились штанишки. Дети выбирают кого они лепят и выполняют работу.
Теперь слепим руки. Отрезаем кусочек поменьше и катаем тоненькую колбаску. Затем разрежем ее пополам и способом примазывания прикрепляем ручки к верхней части туловища. Возьмем пластилин белого (желтого, розового) цвета и отрежем маленький кусочек. Скатаем шарик. Способом примазывания прикрепим голову к туловищу. Девочкам надо надеть на голову платочки, а для мальчиков слепить волосы. Дети выполняют.
Возьмем маленький кусочек пластилина нужного цвета и расплющим его на доске в тоненькую лепешечку. Способом наложения и примазывания закрепим получившиеся детальки на голове фигурки. Дети выполняют
А теперь каждый попробует самостоятельно вылепить лицо своей фигурки и украсить одежду. Вот наши человечки готовы. Дети работают самостоятельно.
Закрепление усвоенного

материала

 

Теперь давайте наполним ими храм. Каждый подойдет и поставит своего человечка в храме. (Учитель должен выяснить у ребенка в какую часть храма он хочет поставить человечка, уточняет/ корректирует ответы детей.) 5 мин.
7. Окончание занятия

 

Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня познакомились с устройством храма, теперь вы можете рассказать об этом своим

друзьям и родителям. Учитель благодарит детей за внимание и прощается с ними.

Дети прощаются с учителем и выходят из класса.

 

2мин.

 

Просмотры (2552)