Иконопись. Казанская икона Божьей Матери.

Образовательные цели: Объяснить учащимся, что в культуре Русского государства, как и в культуре любого другого народа, особое место принадлежит живописи. Особенностью живописи на Руси является иконопись. Именно иконописи принадлежит важнейшая роль в становлении российской школы живописцев.

Познакомиться с особо почитаемыми иконами,а к ним относятся: образ «Казанской Пресвятой Богородицы

Воспитательные цели: Воспитать в учащихся духовно-нравственные чувства и интерес к истории родного края. Раскрыть, возродить и преумножить чувства любви и веры, которые жили в душах и сердцах наших предков. На основе иконографии привить чувства прекрасного.

Развивающие цели: Продолжить формировать у школьников навыки анализа и синтеза, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение обобщать и делать выводы, выделять главные и неглавные факты, умение писать конспект.

Изучение новых понятий: Иконография. Икона «Богородица»,

Оборудование: Доска, мел, иконы: «Казанская Богородица», «Cпас Нерукотворный «, видеомагнитофон и телевизор,.

Методическая литература:

  1. Новый Завет. Евангелие.
  2. Закон Божий. Новый.
  3. Детям о православной вере(книга 1, составлена З.Зинченко)

 

 

План урока Характерная деятельность учителя Характерная деятельность учащихся
Вступи-тельное слово учителя (истори-ческая справка) Учитель рассказывает о происхождении икон: первой иконой считается «Спас нерукотворный». Потом евангелист Лука написал образ Богородицы. VII Вселенский собор (787 год) в городе Никее определил полагать иконы вместе с изображением Честнаго и Животворящего Креста Господня. На Руси иконы появились с приходом христианства. Иконы очень почитаемы в народе. Записывают в тетрадь
Особо почитае-мая икона на селе «Казанская Богородица»

вопросы:

1.    Есть ли у вас дома иконы?

2.    Почему икону Богородицы назвали «Казанской»?

3.    Какие исторические события отображены в докладе?

4.    Каково ваше личное отношение к иконе?

Вывод: таким образом, мы еще раз убедились, в том, что Богородица является покровительницей земли Русской и всех православных христиан.

Чтение доклада

«Казанская Богородица»

Слушая доклад, отвечают на вопросы учителя

Иконо-пись на Руси Вопросы:

1.    Иконопись – это дар или призвание?

2.    Может ли любой желающий когда угодно и где угодно писать иконы?

3.    Что нового о правилах написания икон вы узнали?

4.    Учитель раскрывает отличие икон от картин.

5.    Икона – это предмет для Богообщения, а картина – плод воображения художника.

6.    Изображение на иконе условно.

7.    Существует обратная перспектива в иконе.

8.    В иконе имеет значение символика цвета.

Вывод: таким образом, иконы пишут Богоодушевленные люди.

Чтение доклада

«Становление иконописи на Руси»

Слушая доклад, отвечают на вопросы учителя

     
Закрепление матери-ала Вопросы:

1.    Что такое икона?

2.    Какие иконы и праздники особо почитаются в нашем селе?

3.    Из каких частей состоит храм?

4.    Почему иконы называют умозрение в красках?

Запись новых понятий в словарь.

1. Лик Господа, Богородицы, святого

2. Казанская Богородица 21июля, и Богоявление 19января.

3. Алтарь, центральная часть, притвор.

Вывод Живи и почитай то замечательное место, где ты живешь.

Преумножай и сохраняй то, что ты имеешь, дабы оставить своим потомкам прекраснейшие шедевры Русского искусства.

Православная вера на протяжении многих веков являлась душой народа, воплощением идеалов и обличением пороков. На протяжении многих веков люди с особым благоговением относились к иконам, молясь святым, изображенным на иконе, передавая иконы по наследству, благословляя своих детей ими в жизнь и сохраняя от осквернения врагами.

 

 

 

Проблемное задание:

  1. Почему иконы называют умозрение в красках?
  2. Почему у нас на селе особо почитаем праздник Казанской Богородицы?
  3. Почему Крещение называют Богоявлением?

Проблемно – познавательное задание:

  1. В чем сходство и различие иконы и картины?
  2. Что общего и особенного в написании иконы и картины?

Домашнее задание: работа с конспектом урока.

Методические рекомендации: Перед уроком учителю необходимо приготовить класс: 1.заранее принести и расставить иконы;

2.настроить и проверить видео и аудио аппаратуру с соответствующими записями;

  1. оформить доску в соответствии с методическими требованиями.

 

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, чем картина отличается от православной иконы.

Сначала давайте подумаем что такое картина.

Детям предлагается ряд вопросов, чтобы, по возможности, каждый ребенок принял участие в беседе.

Кто пишет картины? Что изображается на картинах? Что картина хочет сказать человеку? Какие чувства она в нем вызывает? Может ли картина вызывать плохие чувства в человеке? Зависит ли картина от того, какой жизнью живет ее создатель добродетельной или безнравственной? К чему, к какой жизни призывает человека картина? О каких чувствах она рассказывает? Как на картинах выглядят люди, которые живут хорошо, а как те, кто живет греховной жизнью? Как можно отличить плохих людей от хороших? Нужна ли живопись вообще? Приближает она человека к Богу или удаляет?

Далее следует обобщение сказанного детьми:

Да ребята, действительно живопись это искусство, но это искусство мирское, то есть такое, которое ничего, как правило, не может сказать людям о Боге, о невидимом мире. На картинах изображается окружающий нас видимый мир, животные, растения, дома, иными словами, те предметы без которых мы не представляем себе нашу земную жизнь.

Но ведь каждый из нас был создан Богом и имеет бессмертную, вечноживущую душу. Все мы верим и знаем, что после нашего успения вы знаете, наверное, что в христианстве нет слова смерть, а есть слово успение, потому что человек не умирает, а засыпает, переходит из этой временной земной жизни в жизнь вечную после нашего успения мы перейдем в небесный невидимый мир и уже там будем жить вечно.

 

Опять детям предлагается ряд вопросов, чтобы, по возможности, каждый ребенок принял участие в беседе.

И как вы думаете, что мы там увидим? Прекрасный сад или большой дом? Кого мы там встретим? Встретим ли мы в раю Христа, святых (конечно, если мы жили хорошо, не грешили, каялись, ходили в церковь)? И как мы их узнаем? Знаем ли мы как выглядят святые? Кто рассказывает нам о Боге, о святых? Что такое икона? О чем она рассказывает? Что изображается на ней? Как отличаются праведники от грешников на иконе (нимб, одежды, выражение лица)? Каких иконописцев вы знаете? Как они жили?

Далее следует изложение темы урока:

Немного раньше мы с вами, ребята, говорили о картине, о том, что она изображает, к чему призывает человека.

Православная икона совершенно непохожа на картину.

Само слово икона греческое и на русский язык переводится как образ. Чьим же образом является икона? Может быть икона является образом мира, в котором мы с вами живем?

Давайте посмотрим на икону внимательно. Вы видите, что на ней практически нет изображений деревьев, домов, животных, поэтому когда мы скажем, что икона изображает не наш земной мир, не нашу планету Земля, мы, конечно, будем правы.

Так что же изображает икона? Она изображает мир невидимый, тот мир, в котором каждый православный человек будет жить вечно.

Икона, будучи образом этого невидимого мира, который мы до окончания нашей земной жизни не можем видеть, рассказывает нам и показывает этот мир, в котором уже сейчас живут святые, живет наш Бог.

Икона это богословие в красках, то есть слово о Боге написанное не на бумаге, а на специально приготовленной для этого доске.

Икона это своего рода схема, которая объясняет как устроен невидимый мир и учит нас тому, что мы должны делать, чтобы жить вечно со Христом в Его Царстве Небесном. На уроках физики вы изучаете схемы приборов и узнаете как они работают, что необходимо сделать, чтобы лампочка светилась и т.д.

Вот и икона рассказывает о тех людях, которые в течении своей земной жизни готовились к жизни вечной.

Они исполняли заповеди Божии, совершали добрые дела: кормили голодных, помогали больным и бедным. И все это они делали не из страха перед Богом, боясь, что если они этого делать не будут, то Господь их накажет. Нет! Они делали это из-за любви к Богу и к своим ближним. Поэтому после своей смерти они стали людьми святыми, похожими на Самого Бога, Который всех любит и всем помогает. И раз они стали подобными Ему, то и живут вечной жизнью там, где живет Господь.

И на иконах их изображают особо.

Давайте сравним картину и икону. На картине изображаются люди так, как мы их привыкли видеть в нашей повседневной жизни. Они практически ничем не отличаются от нас с вами.

На иконе изображаются совсем непохожие на нас люди. Чем же они отличаются?

 

Иконою или образом называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это обязательно освящается святою водой: через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится, как святая.

Как говорит Священное Предание: Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей.

Молясь перед иконою, мы должны помнить, что икона — не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или Его угодника. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.

Произведением искусства икону стали считать недавно, когда она появилась в выставочных залах музеев (с 1913г.).

 

Может быть, у кого-то в семье сохранилась семейная реликвия?

Вопросы для закрепления:

1–Что называется святой иконою?

2–Почему они называются святыми иконами?

3–Что мы должны помнить, когда молимся перед иконой?

4–Как вы понимаете слова о том, что икона является окном в Горний мир?

Учащиеся: Возможные ответы учащихся:

1– Изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников.

2–Образ обязательно освящается святою водой: через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа.

3– Икона — не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или Его угодника.

4–Молясь на икону, мы видим мир, в котором живет Господь и Его угодники.

Учитель: Таким образом, эти изображения Бога, Богородицы и святых призваны напоминать нам о событиях Священного Писания и Священного Предания.

В прошлом иногда икону называли «Библией для неграмотных».

Учитель: Одной из самых почитаемых икон на Руси является икона «Казанской Божией Матери». По своей иконографической композиции она принадлежит к типу, именуемому «Одигитрия» («Путеводительница»). На иконе изображена Пресвятая Богородица, которая держит Богомладенца Иисуса на левой руке, обращенного лицом к молящимся, правой рукой Иисус благословляет. Всевидящее око Богородицы зрит людскую злобу, мужество и достоинство русских людей. Неоднократно икона совершала чудеса. Наверное, не случайно именно она стала русской святыней, тому много причин, одной из которых является неоднократное спасение России от иностранных захватчиков. Но и сам тип изображения Богоматери находит отклик в сердцах русских людей, ему близки скорбь и боль матери, приносящей в жертву своего сына. Актуальны они и сейчас, когда наши парни гибнут в необъявленных войнах. Более подробную информацию об этой иконе нам подготовил(а) ваш(а) одноклассник(ца). Предоставляется вниманию учащихся доклад «Казанская икона Богородицы».

Одновременно учитель демонстрирует учащимся икону «Казанской Божией Матери».

Учащиеся: – С докладом на тему «Казанская икона Богородицы» выступает один из учащихся.

– Внимательно слушают доклад одноклассника, при этом конспектируют материал.

– Готовятся отвечать на поставленные учителем вопросы.

Учитель: Вопросы для закрепления:

1–Почему икону «Казанской Богородицы» называют покровительница земли Русской?

2–К какой иконографической композиции можно отнести данную икону?

Учащиеся: Возможные ответы учащихся:

1– Неоднократно спасала Россию от иностранных захватчиков.

2– Она принадлежит к типу, именуемому «Одигитрия» («Путеводительница»).

Учитель: Итак, в наше время границы Российских земель ограждают чудотворные иконы Матери Господа и нашей заступницы: Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы; Иверская икона – нижние пределы; Почаевская и Смоленская ограждают Россию с Запада, на востоке – Казанская; в центре России сияет образ Божией Матери Владимирской. Таким образом, мы с вами и наше государство находимся под покровительством Богородицы.

Учитель: Но возникает вопрос: когда и где появились первые иконы?

Первое упоминание об иконах уходит корнями в Ветхий Завет: «на крышке раки, где находились скрижали с десятью заповедями, были изображены Херувимы» (Исход 25.26) –- это явилось прообразом иконы в Ветхом Завете. Первая икона Нового Завета – «Спас Нерукотворный» (Священное Предание). На данном этапе работы нам необходимо просмотреть становление русской школы иконописи. Увидеть значение символов изображенных на иконе и понять их.

Одновременно учитель демонстрирует учащимся икону «Спас нерукотворный».

Учащиеся: –С докладом на тему «Иконопись на Руси» выступает один из учащихся.

–Внимательно слушают доклад одноклассника, при этом конспектируют материал.

– Готовятся отвечать на поставленные учителем вопросы.

Учитель: Вопросы для закрепления:

1–Что такое иконография?

2–Почему изображения на иконе условно?

Учащиеся: Возможные ответы учащихся:

1–Икона — образ, графо — пишу, то есть написание икон.

Учитель: Итак, подведем итог нашей работы. Вопросы для закрепления:

– Кто же сможет нам ответить: почему икону образно называют «умозрение в красках»?

Учащиеся: Ответы учащихся.

Учитель: Да, вы верно подметили эту особенность древнерусской живописи – умение стать незримым собеседником в самые трудные и радостные минуты в жизни!

Живи и почитай то замечательное место, где ты живешь.

Преумножай и сохраняй то, что ты имеешь, дабы оставить своим потомкам прекраснейшие шедевры Русского искусства.

Православная вера на протяжении многих веков являлась душой народа, воплощением идеалов и обличением пороков. На протяжении многих веков люди с особым благоговением относились к иконам, молясь святым, изображенным на иконе, передавая иконы по наследству, благословляя своих детей ими в жизнь и сохраняя от осквернения врагами.

Д/з прочитать и расскать житие Андрея Рублева

 

Просмотры (460)